Специальное образование (группа для детей с тяжелыми нарушениями речи)

Организация работы в специальной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

В 2023/2024 учебном году в ГУО «Детский сад №17 «Золотой ключик» г. Жодино» функционируют 2 специальные группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

 

Коррекционно-педагогическую помощь оказывают учителя-дефектологи:

Бондаренко Екатерина Юрьевна

Павлова Мария Владимировна

   В специальной группе реализуется образовательная программа специального образования «Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи» (авторы-составители: Кислякова Ю.Н., Мороз Л.Н.).

В специальную группу  для детей с ТНР принимаются воспитанники на основании:

  • заявления законного представителя воспитанника;
  • заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

Наполняемость группы определяется в соответствии с пунктом 10 статьи 273 Кодекса Республики Беларусь об образовании и составляет  для детей с ТНР  в возрасте  от 3 до 8 лет – 12 воспитанников. Группы разновозрастные.

 Организация образовательного процесса в специальной группе носит коррекционную направленность и организуется с учетом структуры нарушений и возраста воспитанников на основании соответствующих учебных планов и  учебных программ.

  Ежедневное количество занятий, их продолжительность и последовательность определяются расписанием занятий, которое составляется с учетом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов.

  Проведение занятий осуществляется преимущественно в первую половину дня.

Учитель-дефектолог проводит следующие виды занятий:

  • занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной устной речи;
  • занятия по формированию произносительной стороны речи;
  • занятия по обучению грамоте (в старшей группе);
  • занятия по формированию элементарных математических представлений.

  В процессе занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной устной речи осуществляется развитие понимания речи; уточнение и обогащение словарного запаса; формирование практических навыков словоизменения и словообразования; построения различных типов предложений; обучение самостоятельному высказыванию (пересказу, составлению рассказов по демонстрируемому действию, по сюжетной картине и др.)

  В процессе занятий по формированию произносительной стороны речи осуществляется развитие фонематического слуха, формирование правильного произношения звуков; закрепление произнесения слов различной звуко-слоговой структуры; подготовка к усвоению навыков звукового анализа и синтеза.

 В процессе занятий по обучению грамоте решаются задачи совершенствования фонематического восприятия, уточнения и закрепления правильного произношения звуков; развития навыков звукового анализа и синтеза.

   Воспитатель решает следующие коррекционно-развивающие задачи:

-   коррекция особенностей развития сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер, обусловленных речевым нарушением;

-    актуализация и закрепление речевых навыков, социально-бытового опыта на занятиях и в свободной деятельности.

 При планировании занятий учитель-дефектолог и воспитатель учитывают тематический принцип отбора материала. При изучении каждой темы определяется словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. Новые слова закрепляются на других занятиях (математике, рисовании, лепке, музыкальном и физкультурном занятии и др.), в играх (дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных и др.). В рамках изучения каждой темы учитель-дефектолог и воспитатели проводят работу по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, умению составлять предложения.

   

Информация подготовлена

учителем-дефектологом

Павловой М.В.

свернуть

План работы группы психолого-педагогического сопровождения.

                                                                                                   

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий государственного

учреждения образования

«Детский сад № 17

«Золотой ключик» г. Жодино»

_____________Т.А. Полегошко

«____»________________2023 г.

 

 

ПЛАН РАБОТЫ

группы психолого-педагогического сопровождения

детей с особенностями психофизического развития

на 2023/2024 учебный год

 

Цель: создать оптимальные педагогические  условия для детей с особенностями психофизического развития (далее - ОПФР) в соответствии  с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.

 

Задачи:

1.Комплексное обследование детей, зачисленных в специальную группу для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

2.Заполнение диагностических карт психолого-педагогического сопровождения; при необходимости – индивидуальных карт психолого-педагогического сопровождения, оценка их эффективности.

3.Организация преемственности между членами группы психолого-педагогического сопровождения.

 

 

Содержание мероприятий

Группа

Сроки

Ответственные

1

Круглый стол

«Специфика содержания деятельности группы психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ОПФР», ознакомление участников группы с планом работы на 2023/2024 учебный год

№ 1,

№ 10

Октябрь

 

Заместитель заведующего по основной деятельности

Ходарёнок Т.Н.

2

Диагностика детей с ОПФР с целью определения актуального уровня развития.

№ 1,

№ 10

Сентябрь

Май

Учитель-дефектолог

Павлова М.В.,

учитель-дефектолог

Бондаренко Е.Ю.,

рук. физвоспитания, муз. рук.,

воспитатели

Поплёвка М.В., Шорец И.В.,

Сидор Ж.Н.

3

Заполнение диагностических карт  ППС на воспитанников с ОПФР.

№ 1,

№ 10

Сентябрь, май

Члены группы ППС

 

4

Консультация для педагогов

«Подвижные игры для детей с общим недоразвитием речи»

№ 10

Сентябрь

Учитель-дефектолог

Павлова М.В.

 

5

Заседание группы ППС.

Тема: «Определение направлений и содержания коррекционной работы с детьми с ОПФР, при необходимости - заполнение индивидуальных карт психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ОПФР»

 

Октябрь

Все члены группы ППС

6

Консультация для педагогов «Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя группы для детей с ТНР"

№ 1

Октябрь

Учитель-дефектолог

Бондаренко Е.Ю.

7

Круглый стол для родителей «Система дидактических игр и упражнений по развитию связной речи детей дошкольного возраста»

№ 1

Октябрь

Учитель-дефектолог

Бондаренко Е.Ю.

8

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика в помощь родителям»

№ 10

Октябрь

Учитель-дефектолог

Павлова М.В.

 

9

Изучение условий проживания и воспитания детей с ОПФР.

 

№ 1,

№ 10

Октябрь

Апрель

Педагог социальный

Соловьёва М.Д., воспитатели

Поплевка М. В.,

Шорец И.В.,

Сидор Ж.Н.

10

Коррекционная работа с детьми с ОПФР, реализация психолого-педагогического сопровождения воспитанников в соответствии с индивидуальными картами

№ 1,

№ 10

Октябрь-май

Все члены группы ППС

 

11

Консультация для законных представителей «Семья - дом, объединяющий людей»

№ 10

Ноябрь

Педагог социальный

Соловьёва М.Д.

12

Консультация для законных представителей «Игры и игровые приемы по развитию мелкой моторики»

№ 1

Декабрь

Учитель-дефектолог

Бондаренко Е.Ю.

13

Консультация  для педагогов «Развитие голоса у детей с нарушением речи. Профилактика нарушения голоса».

№ 10

Январь

Учитель-дефектолог

Павлова М.В.

 

14

Заседание группы ППС.

Тема «Анализ результативности деятельности в рамках индивидуальных планов психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ОПФР»

 

Январь

Все члены группы ППС

 

 

15

Консультирование для законных представителей «Что такое фонематический слух?»

№ 10

Февраль

Учитель-дефектолог

Павлова М.В.

 

16

Консультация для законных представителей «Вечерние игры с ребенком»

№ 1,

№ 10

Март

Педагог социальный

Соловьёва М.Д.

17

Педагогическая гостиная для родителей «Игры, способствующие развитию речи дошкольников»

№ 1,

№ 10

Март

Учитель-дефектолог

Павлова М.В.,

учитель-дефектолог

Бондаренко Е.Ю.

18

Буклет для родителей, воспитывающих детей с ТНР на тему «Что такое речевая готовность к школе»

№ 10

Май

Учитель-дефектолог

Павлова М.В.

19

Заседание группы ППС.

Подведение итогов работы за 2023/2024 учебный год; планирование работы группы ППС на 2024/2025 учебный год

 

Май

Члены группы ППС

20

Консультирование педагогов, работающих с детьми с ОПФР

 

В течение года

Руководитель группы ППС

21

Вовлечение детей с ОПФР в мероприятия, проводимые в учреждении образования (Дни здоровья, развлечения, утренники,  конкурсы рисунков и др.)

 

В течение года

Рук. физвоспитания, муз. рук.,

воспитатели групп № 1,10

22

Консультирование законных представителей детей с ОПФР.

 

В течение года

Члены группы ППС

 

свернуть