Специальное образование (группа для детей с тяжелыми нарушениями речи)
Организация работы в специальной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
В 2023/2024 учебном году в ГУО «Детский сад №17 «Золотой ключик» г. Жодино» функционируют 2 специальные группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Коррекционно-педагогическую помощь оказывают учителя-дефектологи:
Бондаренко Екатерина Юрьевна
Павлова Мария Владимировна
В специальной группе реализуется образовательная программа специального образования «Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи» (авторы-составители: Кислякова Ю.Н., Мороз Л.Н.).
В специальную группу для детей с ТНР принимаются воспитанники на основании:
- заявления законного представителя воспитанника;
- заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
Наполняемость группы определяется в соответствии с пунктом 10 статьи 273 Кодекса Республики Беларусь об образовании и составляет для детей с ТНР в возрасте от 3 до 8 лет – 12 воспитанников. Группы разновозрастные.
Организация образовательного процесса в специальной группе носит коррекционную направленность и организуется с учетом структуры нарушений и возраста воспитанников на основании соответствующих учебных планов и учебных программ.
Ежедневное количество занятий, их продолжительность и последовательность определяются расписанием занятий, которое составляется с учетом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов.
Проведение занятий осуществляется преимущественно в первую половину дня.
Учитель-дефектолог проводит следующие виды занятий:
- занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной устной речи;
- занятия по формированию произносительной стороны речи;
- занятия по обучению грамоте (в старшей группе);
- занятия по формированию элементарных математических представлений.
В процессе занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной устной речи осуществляется развитие понимания речи; уточнение и обогащение словарного запаса; формирование практических навыков словоизменения и словообразования; построения различных типов предложений; обучение самостоятельному высказыванию (пересказу, составлению рассказов по демонстрируемому действию, по сюжетной картине и др.)
В процессе занятий по формированию произносительной стороны речи осуществляется развитие фонематического слуха, формирование правильного произношения звуков; закрепление произнесения слов различной звуко-слоговой структуры; подготовка к усвоению навыков звукового анализа и синтеза.
В процессе занятий по обучению грамоте решаются задачи совершенствования фонематического восприятия, уточнения и закрепления правильного произношения звуков; развития навыков звукового анализа и синтеза.
Воспитатель решает следующие коррекционно-развивающие задачи:
- коррекция особенностей развития сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер, обусловленных речевым нарушением;
- актуализация и закрепление речевых навыков, социально-бытового опыта на занятиях и в свободной деятельности.
При планировании занятий учитель-дефектолог и воспитатель учитывают тематический принцип отбора материала. При изучении каждой темы определяется словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. Новые слова закрепляются на других занятиях (математике, рисовании, лепке, музыкальном и физкультурном занятии и др.), в играх (дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных и др.). В рамках изучения каждой темы учитель-дефектолог и воспитатели проводят работу по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, умению составлять предложения.
Информация подготовлена
учителем-дефектологом
Павловой М.В.
План работы группы психолого-педагогического сопровождения.
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий государственного
учреждения образования
«Детский сад № 17
«Золотой ключик» г. Жодино»
_____________Т.А. Полегошко
«____»________________2023 г.
ПЛАН РАБОТЫ
группы психолого-педагогического сопровождения
детей с особенностями психофизического развития
на 2023/2024 учебный год
Цель: создать оптимальные педагогические условия для детей с особенностями психофизического развития (далее - ОПФР) в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.
Задачи:
1.Комплексное обследование детей, зачисленных в специальную группу для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
2.Заполнение диагностических карт психолого-педагогического сопровождения; при необходимости – индивидуальных карт психолого-педагогического сопровождения, оценка их эффективности.
3.Организация преемственности между членами группы психолого-педагогического сопровождения.
№ |
Содержание мероприятий |
Группа |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Круглый стол «Специфика содержания деятельности группы психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ОПФР», ознакомление участников группы с планом работы на 2023/2024 учебный год |
№ 1, № 10 |
Октябрь
|
Заместитель заведующего по основной деятельности Ходарёнок Т.Н. |
2 |
Диагностика детей с ОПФР с целью определения актуального уровня развития. |
№ 1, № 10 |
Сентябрь Май |
Учитель-дефектолог Павлова М.В., учитель-дефектолог Бондаренко Е.Ю., рук. физвоспитания, муз. рук., воспитатели Поплёвка М.В., Шорец И.В., Сидор Ж.Н. |
3 |
Заполнение диагностических карт ППС на воспитанников с ОПФР. |
№ 1, № 10 |
Сентябрь, май |
Члены группы ППС |
4 |
Консультация для педагогов «Подвижные игры для детей с общим недоразвитием речи» |
№ 10 |
Сентябрь |
Учитель-дефектолог Павлова М.В.
|
5 |
Заседание группы ППС. Тема: «Определение направлений и содержания коррекционной работы с детьми с ОПФР, при необходимости - заполнение индивидуальных карт психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ОПФР» |
|
Октябрь |
Все члены группы ППС |
6 |
Консультация для педагогов «Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя группы для детей с ТНР" |
№ 1 |
Октябрь |
Учитель-дефектолог Бондаренко Е.Ю. |
7 |
Круглый стол для родителей «Система дидактических игр и упражнений по развитию связной речи детей дошкольного возраста» |
№ 1 |
Октябрь |
Учитель-дефектолог Бондаренко Е.Ю. |
8 |
Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика в помощь родителям» |
№ 10 |
Октябрь |
Учитель-дефектолог Павлова М.В.
|
9 |
Изучение условий проживания и воспитания детей с ОПФР.
|
№ 1, № 10 |
Октябрь Апрель |
Педагог социальный Соловьёва М.Д., воспитатели Поплевка М. В., Шорец И.В., Сидор Ж.Н. |
10 |
Коррекционная работа с детьми с ОПФР, реализация психолого-педагогического сопровождения воспитанников в соответствии с индивидуальными картами |
№ 1, № 10 |
Октябрь-май |
Все члены группы ППС
|
11 |
Консультация для законных представителей «Семья - дом, объединяющий людей» |
№ 10 |
Ноябрь |
Педагог социальный Соловьёва М.Д. |
12 |
Консультация для законных представителей «Игры и игровые приемы по развитию мелкой моторики» |
№ 1 |
Декабрь |
Учитель-дефектолог Бондаренко Е.Ю. |
13 |
Консультация для педагогов «Развитие голоса у детей с нарушением речи. Профилактика нарушения голоса». |
№ 10 |
Январь |
Учитель-дефектолог Павлова М.В.
|
14 |
Заседание группы ППС. Тема «Анализ результативности деятельности в рамках индивидуальных планов психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ОПФР» |
|
Январь |
Все члены группы ППС
|
15 |
Консультирование для законных представителей «Что такое фонематический слух?» |
№ 10 |
Февраль |
Учитель-дефектолог Павлова М.В.
|
16 |
Консультация для законных представителей «Вечерние игры с ребенком» |
№ 1, № 10 |
Март |
Педагог социальный Соловьёва М.Д. |
17 |
Педагогическая гостиная для родителей «Игры, способствующие развитию речи дошкольников» |
№ 1, № 10 |
Март |
Учитель-дефектолог Павлова М.В., учитель-дефектолог Бондаренко Е.Ю. |
18 |
Буклет для родителей, воспитывающих детей с ТНР на тему «Что такое речевая готовность к школе» |
№ 10 |
Май |
Учитель-дефектолог Павлова М.В. |
19 |
Заседание группы ППС. Подведение итогов работы за 2023/2024 учебный год; планирование работы группы ППС на 2024/2025 учебный год |
|
Май |
Члены группы ППС |
20 |
Консультирование педагогов, работающих с детьми с ОПФР |
|
В течение года |
Руководитель группы ППС |
21 |
Вовлечение детей с ОПФР в мероприятия, проводимые в учреждении образования (Дни здоровья, развлечения, утренники, конкурсы рисунков и др.) |
|
В течение года |
Рук. физвоспитания, муз. рук., воспитатели групп № 1,10 |
22 |
Консультирование законных представителей детей с ОПФР. |
|
В течение года |
Члены группы ППС |