Консультация для воспитателей

Развитие слоговой структуры слова у дошкольников.

Нарушение слоговой структуры слова у детей отрицательно влияет на усвоение чтения и письма. Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создаёт необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.

Формирование у детей грамматически правильной речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе – одна из самых важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в учреждении дошкольного образования и семье. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопрос, договориться со сверстниками о совместной игре. И, наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.

Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или наращение звуков и слогов, значит, структура слов воспроизводится неверно. До трёх лет это физиологически обусловлено, нормально. Мы нередко слышим от малышей, только начавших говорить, например, такие слова: «мацицикл» (мотоцикл), «мицанель» (милиционер), «касанавт» (космонавт), и оправданно не беспокоимся о состоянии их речи.

Однако если дошкольник в 4-5 лет произносит: «касавока» (сковородка), «писось» (пылесос), «анга» (нога), «липека» (таблетка) и т. п, то это указывает на стойкое нарушение слоговой структуры слова.

В системе языка с тремя основными составляющими – фонетикой, лексикой и грамматикой – слоговая структура занимает, особое место. С одной стороны, это, несомненно, часть произносительной стороны речи – фонетики. Но с другой – существует связь между структурными искажениями слов и семантической недостаточностью у дошкольников. Поэтому лексические единицы, а именно, слова с малознакомым значением чаще подвергаются изменениям на слоговом уровне.

В речевом развитии становление и функционирование всех компонентов языковой системы – фонетики, лексики и грамматики – органически связано с таким понятием, как слоговая структура слова.

Игровые упражнения для развития слоговой структуры слова

· Произнести звук [А] столько раз, сколько точек на кубике, сколько хлопну в ладоши.

· «Запомни и повтори»: проговаривание серии гласных АУ ИА АУИ ИАУ АУИА ИУАО.

· То же с выделением ударного звука Ауа аУа ауА.

· Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции.

· Составление всех возможных слогов из предложенных букв.

· Нанизывание бусин, пуговиц с одновременным произнесением цепочки слогов.

· «Пальчики здороваются»: на каждое касание пальцев – слог.

· «Запомни и повтори цепочку слогов».

· Называние ударного слога в цепочке слогов са-СО-са СО-су-сы сы-су-СА.

· Придумать цепочку из стольких слогов, сколько точек на кубике.

· Назови наоборот са-ас.

· Чтение слогов по таблице.

· «Кто быстрее?» - быстро найти заданный слог в таблице.

· Запись слогов под диктовку с подчеркиванием гласных.

· Игра «Телеграф». Отхлопывание слова по слогам.

· Ударь мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове.

· Записать цифрой количество слогов в слове.

· «Рассели картинки по домам»: 1 слог – 1 этаж, 2 слога – 2 этаж, 3 слога – 3 этаж.

· Назвать лишнее по количеству слогов слово мартышка, бегемот, жираф, крокодил.

· Что изменилось в слове? Лис – лиса – лисица

· Выбрать из названий картинок длинное слово, короткое, одинаковые.

· Подобрать рифму рак – бак.

· Закончить слово одинаковым слогом ша: ма…, ка…

· «Собери слово»: соединить слоги, записанные вразброс лёт – са – мо.

· Образование сложных слов: лёд, колоть – ледокол.

· Образовать ласковое слово, назвать много предметов: дом – домик, дом – дома.

· Закончить слово смороди…

· Составить слова из слогов ма ра на ша

у ла ши па

· Поменять слоги местами: рады – дыра, сосна – насос.

· Образовать новое слово из первых слогов данных слов: чайник+ капуста=чайка.

· Найти пропущенный слог: ко-…-ва.

· Подбор родственных слов: дом, домик, домашний.

· Придумать слово на 1 слог короче или длиннее данного.

· Придумать слово с заданным количеством слогов.

· «Цепочка слов». Каждое следующее слово начинается на последний звук предыдущего слова: тигр – рак…

Информация подготовлена

учителем-дефектологом

Павловой М.В.

свернуть

Речевая среда в группе.

  Развивающая среда - это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными элементами и игровыми материалами.

  В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

  Речевая развивающая среда, как часть общей, направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи.

  Поэтому создание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников.

  Цель построения речевой развивающей среды – насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста.

    Задачи построения речевой развивающей среды:

- обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;

- обеспечение богатства сенсорных впечатлений;

- обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка;

- обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций;

- обеспечение возможностей для исследования и экспериментирования в языковой системе.

   Речевая развивающая среда – это не только предметное окружение, важна и роль взрослого в организации воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника.

  Речевая среда, созданная в определённой группе, - это фактор либо сдерживающий, либо активизирующий процесс речевого развития ребёнка, поэтому создавая развивающую среду, важно учитывать уровень речевого развития, интересы, способности детей данной группы.

  На основе данных психолого-педагогических исследований в качестве составляющих речевой развивающей среды можно выделить следующее:

- Речь педагога;

- Методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников;

- Специальное оборудование для каждой возрастной группы.

Рассмотрим каждую составляющую речевой развивающей среды.

  Одной из важнейших составляющих является грамотная речь педагога, т.к. именно педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания.

  Речь педагога имеет обучающую и воспитывающую направленность. Главным является качество её языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда.

  Речь педагога – отражение внутреннего мира, особенностей интеллектуального и духовного развития его личности, важная часть профессиональной культуры. Речь педагога должна отвечать следующим качествам:

1) ПРАВИЛЬНОСТЬ – т.е. соответствие языковым нормам. Слушая педагога, дети не должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за неправильного произношения или нестандартно построенной фразы.

2) ТОЧНОСТЬ – т.е. точная речь – это речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано.

3) ЛОГИЧНОСТЬ – т.е. наличие в высказывании 3-х смыслообразующих компонентов: начало, основная часть и конец высказывания. Также важно умение педагога правильно, грамотно, логично связывать между собой все предложения и части высказывания.

4) ЧИСТОТА – т.е. отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Засоряет язык педагога и неоправданное употребление им заимствованных слов, диалектных, жаргонных и сленговых выражений.

5) ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ – это особенность речи, захватывающая внимание и интерес, создающая атмосферу эмоционального сопереживания.

6) БОГАТСТВО – о нём судят по количеству слов и их смысловой насыщенности. Это лексическое и семантическое богатство. Но существует и синтаксическое понятие богатства: это использование говорящим предложений: простых и сложных, полных и неполных, сложносочинённых, сложноподчинённых, бессоюзных и т.д.

7) УМЕСТНОСТЬ – т.е. употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность требует от педагога гибкости речевого поведения: умеет ли он определить правильность и целесообразность слов, форм и оборотов, их смысловых оттенков, заранее предусмотреть работу по их усвоению.

Важна педагогическая идея, направленная на развитие приоритетных линий речевого развития детей на каждом возрастном этапе. В современных исследованиях линия речевого развития определяется речевой компетенцией, которая формируется на этапе дошкольного детства.

Речевая компетенция – это умение ребёнка практически пользоваться родным языком в конкретной ситуации общения, используя речевые, неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности.

Речевая компетенция предусматривает лексическую, грамматическую, фонетическую, диалогическую и монологическую составляющие:

- Лексическая компетенция – предполагает наличие определённого запаса слов в пределах возрастного периода, умение ребёнка употреблять образные выражения, пословицы, поговорки, фразеологизмы. Её содержательную линию составляет активный и пассивный словарь в пределах возраста: синонимы, антонимы, омонимы, антонимы, родственные и многозначные слова, основное и переносное значение слова, однокоренные слова, образные выражения. По количественной и качественной характеристике словарь ребёнка таков, что позволяет ему легко и непринуждённо общаться с взрослыми и сверстниками, поддерживать разговор на любую тему в пределах своего понимания.

- Грамматическая компетенция – предполагает приобретения навыков образования и правильного употребления различных грамматических форм. Её содержательную линию составляет морфологический строй речи, включающий почти все грамматические формы, синтаксис и словообразование.

- Фонетическая компетенция – предполагает развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; воспитание фонетической и орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи.

- Диалогическая компетенция – предусматривает сформированность диалогических умений, обеспечивающих конструктивное общение с окружающими людьми

- Монологическая компетенция – предполагает сформированность умения слушать и понимать тексты, пересказывать, строить самостоятельные связные высказывания разных типов.

Основные направления организации речевой развивающей среды разных возрастных групп.

Младшая группа:

- Организация общения детей с взрослыми посредством поручений взрослого (даётся образец обращения, словесной просьбы и т.д.);

- Организация контактов со сверстниками (взаимодействие посредством речи в разных видах деятельности через образец, подсказку слова или фразы);

- Организация рассматривания детьми книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений об окружающем;

- Организация «Уголка интересных вещей» с целью развития активной, инициативной речи детей;

- Рассказы воспитателя (с целью совершенствования навыков эффективного слушания).

Средняя группа:

- Удовлетворение потребности детей в получении и обсуждении информации;

- Пополнение «Уголка интересных вещей» наборами картинок, фотографий, открыток, лупами, магнитами и т.д.;

- Выслушивание детей, уточнение ответов, подсказки;

- Рассказы воспитателя (основной акцент на стимулирование познавательного интереса детей);

- Активное использование приёмов формирования навыков общения со сверстниками.

Старшая группа:

- Совершенствование речи как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений, а также умения грамотно отстаивать свою точку зрения);

- Целенаправленное формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей, трансформация высказываний в связные рассказы, запись и повторение рассказов, уточнения и обобщения);

- Организация деятельности в «Уголке интересных вещей» (в пополнении уголка акцент делается на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира и организации восприятия с последующим обсуждением).

Таким образом, грамотная организация речевой развивающей среды в детском саду:

  • Создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;
  • Обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;
  • Способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.

Динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.

 

Информация подготовлена

учителем-дефектологом

Павловой М.В.

свернуть