Речевая готовность к школе

Возраст 6-7 лет является очень важным в жизни ребенка. Это именно тот период, когда он меняет свой статус, переходя из дошкольного периода в статус школьника. Игровая деятельность заменяется учебным процессом, что требует от ребенка определенных навыков.

Речевая готовность ребенка к школе во многом определяет, насколько быстро и эффективно он сможет адаптироваться к новым для себя реалиям школьной жизни. Именно речь является главным инструментом общения, познания, без нее невозможна коммуникация с другими сверстниками и преподавателями.

Ребенку очень важно иметь такой уровень развития речи, который бы позволил ему успешно освоить школьную программу. От этого напрямую зависит успех ребенка в освоении школьных дисциплин и его социализация.

Все предпосылки к овладению учебной деятельностью формируются задолго до поступления в школу, где ребенок будет получать новые знания и навыки, необходимые для полноценного обучения.

Речевое развитие ребенка играет важнейшую роль, как в его комплексном развитии, так и при подготовке к школе. В дошкольный период речь активно формируется, выполняя 2 основные функции – коммуникативную и интеллектуальную.

Что же означает речевая готовность к школе? Чтобы ребенок не испытывал проблем в школьном обучении, у него должны быть сформированы определенные компоненты речи. К ним относят:

Сформированность звуковой стороны речи;

Сформированность фонетической стороны речи предусматривает:

умение четко и внятно произносить все звуки речи;

возможность изменения интонации и темпа с учетом смыслового содержания;

умение говорить шепотом, тихо или громко (в зависимости от ситуации).

Выраженные проблемы в звуковой стороне речи могут сказаться на успеваемости ребенка в школе. Дети пишут так, как говорят, поэтому на письме могут появиться такие проблемы, как пропуски или замены букв.

Умение различать звуки речи на слух;

В возрасте 6-7 лет у ребенка формируется навык слышать слово и уметь опознавать каждый звук, который входит в его состав (и обозначать его буквой на письме). Если какие-то звуки кажутся ему одинаковыми, то это будет отображаться и на его письме. К примеру, если ребенок плохо различает звонкие-глухие звуки, то вместо слова «дом» он будет писать «том», «панан» вместо «банан».

Функции языкового анализа и синтеза;

Ребенок должен не только уметь различать все звуки в слове, но и определять их последовательность. Формами звукового анализа являются:

умение выделять звук на фоне слова («Есть ли в слове «бочка» звук ч?»). Задача ребенка – определить наличие звука в слове.

умение выделять звук в начале и конце слова («С какого звука начинается слово лошадь?», «Каким звуком заканчивается слово машина?»).

определение места звука в слове («В каком месте в слове «гусеница» стоит звук [н] – в начале, середине или конце?»).

умение назвать все звуки в слове по порядку (последовательный анализ).

умение назвать количество звуков в слове (количественный анализ).

Словарный запас;

Готовность ребенка к школе определяется, в частности, его словарным запасом. Как правило, запас слов должен составлять порядка 3500-4000 слов. При этом ребенок должен не просто знать и употреблять эти слова, а понимать их значение.

В школе ребенку необходимо отвечать на вопросы учителя, пересказывать тексты, рассказывать изученный им материал. Он должен уметь составлять рассказ по картинке, писать сочинения на заданную тему и т.д.

Уровень сформированности словарного запаса определяется следующими навыками:

умение четко подбирать слова при назывании действий, предметов;

употребление в связной речи слов с обобщающим значением;

умение характеризовать предметы (лимон – кислый, небо – голубое, трава – зеленая);

умение подбирать возможные действия, характерные для предмета (кошка – мяукает, бегает, точит когти и т.д.);

умение подбирать предметы к заданному действию, признаку (школа – класс, парта, учебники, коридор);

понимание и употребление в речи антонимов (слабый – сильный, большой – маленький, сладкий – горький);

понимание и употребление в речи синонимов (смелый, храбрый, отважный, доблестный);

понимание и употребление многозначных слов (шляпка – женский головной убор, гвоздя, гриба);

понимание метафор и умение их использовать («золотые слова», «кот наплакал», «каменное сердце»);

понимание и употребление фраз с переносным значением («стреляный воробей», «сломя голову»);

умение подбирать однокоренные слова (зима – зимний, зимовать, зимовка).

Грамматический строй речи;

Ребенок овладевает навыками использования разных способов словообразования, умениями образовывать слова в нужной форме. Не менее важным является словоизменение – это изменение слов по разным грамматическим категориям (по падежу, числу, роду и т.д.).

Есть и другие навыки, которыми должен овладеть ребенок к школе:

использование развернутой фразовой речи;

работа с предложением: построение простых предложений, понимание связи слов в предложении и т.д.

умение находить ошибки в предложении и исправлять их, умение составлять предложение по картинке;

пересказ текста с сохранением его смыслового содержания.

Связная речь;

Под этим понятием понимаются развернутые высказывания, которые использует ребенок для выражения своих мыслей и желаний. Если с этим возникают проблемы, то процесс школьного обучения оказывается крайне затруднительным.

Готовность к школе детей по данному критерию оценивается по следующим навыкам:

общение со сверстниками и взрослыми;

умение развернуто описывать окружающие предметы;

пересказ пережитых событий (как провел лето, какой фильм смотрел и о чем там говорилось);

умение пересказывать сказки, используя собственный словарный запас;

умение раскрывать содержание окружающих явлений, картины.

Все перечисленные умения и навыки формируются через образовательную деятельность, а также через создание соответствующей речевой среды.

Таким образом, при подготовке ребенка к школьному обучению основная задача родителей осуществлять тесное взаимодействие со специалистами детского сада по вопросам речевого развития ребенка, что в свою очередь позволит предотвратить в дальнейшем школьную дезадаптацию.

Также в семье, где воспитывается будущий первоклассник, должны быть созданы благоприятные условия для их речевого развития. Родителям необходимо следить за правильностью речи детей, побуждать их речевую активность, следить за грамматическим и синтаксическим оформлением их высказываний, способствовать накоплению и расширению словарного запаса.

 

Информация подготовлена

учителем-дефектологом

Я.И.Морозовой