Дифференциация звуков
Одной из задач логопедической работы является постановка звуков, автоматизация их в речи и дифференциация.
Дифференциация звуков - это различение звуков, схожих по каким-то признакам. Ребенок научился произносить звуки правильно, но в самостоятельной речи заменяет их на звуки, сходные по звучанию. Не стоит пренебрегать дифференциацией, потому что ребенок как произносит, так и пишет. В школе могут возникнуть проблемы с чтением и с письмом. К 5 - 6 годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если была проведена предварительная работа.
При работе над дифференциацией необходимо начинать с развития фонематического слуха. Фонематический слух - различение звуков частей речи, которое необходимо для понимания смысла сказанного.
Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре. Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Предлагаю две игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи.
Игра «Поймай-ка» |
Игра «Какой звук?» |
а) Если услышишь звук [ш] ([с], [ж], [л], [р]) хлопни в ладоши, поймай звук. Речевой материал: в, о, б, ш, х, н, г, ш, з, к, ш, у, ж, п, э, ш, ы, б, с, л, ш, а, м. б) Если услышишь слог со звуком [ш], хлопни по столу, поймай слог. Речевой материал: ап, ам, шу, ок, до, ум, уф, аш, ал, да, ук, шо, му, ды, на. в) Если услышишь слово со звуком [ш], хлопни в ладоши, поймай слово. Речевой материал: дом, шапка, мука, голод, суп, шина, санки, савок, каша, лама, молоток, машина, стог, сок, душ. |
Инструкция. Внимательно послушай слова и отгадай, какой одинаковый звук слышишь во всех словах. Речевой материал: 1) шум, кошка, душ, шапка, мышь, каша: 2) сок, коса, нос, сумка, собака, ананас; 3) заяц, коза, зонтик, медуза, мимоза; 4) чайник, печка, ночь, ключи, мяч, часы; 5) щетка, ящик, щенок, плащ, щука, щит; 6) кожа, жук, пижама, лужа, жаба, жакет; 7) лук, лапы, пила, стол, стул, полка; 8) гора, рак, рука, топор, корова, сыр. |
В работе по дифференциации звуков можно выделить три основных этапа:
- Дифференциация изолированных звуков.
- Дифференциация звуков в слогах, словах.
- Дифференциация звуков во фразовой речи.
Рассмотрим дифференциацию на примере звуков [С] - [Ш]
Дифференциация изолированных звуков.
ЗВУК [С] |
ЗВУК [Ш] |
Зубы сближены. Губы немного растянуты. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса). |
Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).
|
Звук [С] - согласный глухой твёрдый. Звук обозначается синим цветом. |
Звук [Ш] - согласный, глухой, всегда твёрдый. Звук обозначается синим цветом. |
Дифференциация звуков в слогах, словах.
Дифференциация звуков во фразовой речи.
Все упражнения помогут родителям сделать длительный этап дифференциации звуков интересным и увлекательным для ребенка, который с удовольствием будет выполнять задания, что, в свою очередь, повысит и эффективность работы.
Консультация подготовлена
учителем-дефектологом
Я.И.Морозовой