Специальное образование (группа для детей с тяжелыми нарушениями речи)

Организация работы в специальной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

В 2024/2025 учебном году в ГУО «Детский сад №17 «Золотой ключик» г. Жодино» функционируют 2 специальные группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

 

Коррекционно-педагогическую помощь оказывают учителя-дефектологи:

Босая Ангелина Сергеевна 

Павлова Мария Владимировна

   В специальной группе реализуется образовательная программа специального образования «Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи» (авторы-составители: Кислякова Ю.Н., Мороз Л.Н.).

В специальную группу  для детей с ТНР принимаются воспитанники на основании:

  • заявления законного представителя воспитанника;
  • заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

Наполняемость группы определяется в соответствии с пунктом 10 статьи 273 Кодекса Республики Беларусь об образовании и составляет  для детей с ТНР  в возрасте  от 3 до 8 лет – 12 воспитанников. Группы разновозрастные.

 Организация образовательного процесса в специальной группе носит коррекционную направленность и организуется с учетом структуры нарушений и возраста воспитанников на основании соответствующих учебных планов и  учебных программ.

  Ежедневное количество занятий, их продолжительность и последовательность определяются расписанием занятий, которое составляется с учетом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов.

  Проведение занятий осуществляется преимущественно в первую половину дня.

Учитель-дефектолог проводит следующие виды занятий:

  • занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной устной речи;
  • занятия по формированию произносительной стороны речи;
  • занятия по обучению грамоте (в старшей группе);
  • занятия по формированию элементарных математических представлений.

  В процессе занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной устной речи осуществляется развитие понимания речи; уточнение и обогащение словарного запаса; формирование практических навыков словоизменения и словообразования; построения различных типов предложений; обучение самостоятельному высказыванию (пересказу, составлению рассказов по демонстрируемому действию, по сюжетной картине и др.)

  В процессе занятий по формированию произносительной стороны речи осуществляется развитие фонематического слуха, формирование правильного произношения звуков; закрепление произнесения слов различной звуко-слоговой структуры; подготовка к усвоению навыков звукового анализа и синтеза.

 В процессе занятий по обучению грамоте решаются задачи совершенствования фонематического восприятия, уточнения и закрепления правильного произношения звуков; развития навыков звукового анализа и синтеза.

   Воспитатель решает следующие коррекционно-развивающие задачи:

-   коррекция особенностей развития сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер, обусловленных речевым нарушением;

-    актуализация и закрепление речевых навыков, социально-бытового опыта на занятиях и в свободной деятельности.

 При планировании занятий учитель-дефектолог и воспитатель учитывают тематический принцип отбора материала. При изучении каждой темы определяется словарный минимум (пассивный и активный), исходя из речевых возможностей детей. Новые слова закрепляются на других занятиях (математике, рисовании, лепке, музыкальном и физкультурном занятии и др.), в играх (дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных и др.). В рамках изучения каждой темы учитель-дефектолог и воспитатели проводят работу по уточнению, обогащению и активизации словаря, формированию навыков словоизменения и словообразования, умению составлять предложения.

   

Информация подготовлена

учителем-дефектологом

Павловой М.В.

свернуть