Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста.

 

 Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, который позволяет узнавать и различать фонемы (звуки) родного языка.  Фонематический слух является частью физиологического слуха. Он выполняет смыслоразличительную функцию и развивается в процессе общения с окружающими близкими.

  Фонематический слух – это врождённая способность, которая даёт возможность:

  • узнавать наличие данного звука в слове;
  • различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем

   Фонематический слух и фонетический слух (они совместно составляют речевой слух) осуществляют не только приём и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью.

Фонематический слух формируется с 6 месяцев до 1 года и 7 месяцев.  

  Однако развитие фонематического слуха и его совершенствование продолжается и в дошкольном возрасте. Решающим фактором развития фонематического слуха является развитие его речи в целом в процессе общения с окружающими людьми.

     Фонематические процессы у детей к 5 годам совершенствуются:

  • ребенок узнаёт звук в потоке речи;
  • способен подобрать слово на заданный звук;
  • различает повышение или понижение громкости речи и замедление или ускорение темпа.

   К 6 годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. Хорошо развитый фонематический слух позволяет дифференцировать близкие по звучанию фонемы. Формируются навыки звукового и слогового анализа и синтеза.

   Произносительная сторона речи 7 года жизни максимально приближается к речи взрослых, с учётом норм литературного произношения.

       Нарушения фонематического слуха препятствуют полноценному усвоению в процессе обучения умственных операций, составляющих фонематическое восприятие. В связи с этим не формируются фонематические представления, умения и навыки осуществлять фонематический анализ и синтез.    Таким образом, нарушение взаимодействия между слуховым и речедвигательным аппаратом ведёт к недостаточному овладению звуковым составом слова, а это, в свою очередь отражается на процессах овладения чтением и письмом.

    Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов в дошкольном возрасте положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического слуха.

Поиграйте дома!

                                   

                                        Игра «Покажи, что звучит»                                          Шуметь одним из предметов, спрятанных за спиной. Затем ребенку предлагается показать звучавший предмет и еще раз его «озвучить», проверив себя.

                                        Игра «Повтори за мной»                                            

  Ребенок вслед за взрослым должен воспроизвести идентичное звучание одного из имеющихся у него предметов. Восприятие звуковых сигналов осуществляется на слух.

                                      Игра «Самый, внимательный»                                    

По инструкции ребенок выполняет различные движения, соотнося их с различными звучаниями. Например, на звук свистка он должен поднять руки вверх, на звук дудочки — удерживать руки впереди, а на звук шарманки — развести их в стороны (звуки могут быть различными).

                                        Игра «Узнай по звуку»

Взрослый предлагает ребенку закрыть глаза («наступила ночь»), внимательно послушать, узнать и назвать, какие звуки он услышал (стук в дверь, пение птиц, мяуканье кошки, звон колокольчика, кашель и т.п.).   Ребенок прослушивает от 2 до 5 звучаний. Затем, по команде взрослого («день») открывает глаза, указывает на звучавшие предметы или их изображения и называет запомнившиеся звуки или предметы, их издающие.

                                        Игра «Лишний слог».                                         

 Взрослый произносит слоговой ряд, например: на - на - на – па. Ребенок определяет, что здесь лишнее. Затем слоговые ряды усложняются следующим образом: на-но-на, ка-ка-га-ка, па-ба-па-па и т.д.

       Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка языку в дошкольном учреждении образования, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического слуха и восприятия. Эта работа должна реализоваться не только на логопедических занятиях, но и в домашних условиях.

 

Консультация подготовлена

учителем-дефектологом

Я.И.Морозовой