Дифференциация звуков

    Одной  из  задач  логопедической  работы  является  постановка  звуков,  автоматизация  их  в  речи  и  дифференциация.  

    Дифференциация звуков - это различение звуков, схожих по каким-то признакам. Ребенок научился произносить звуки правильно, но в самостоятельной речи заменяет их на звуки, сходные по звучанию. Не стоит пренебрегать дифференциацией, потому что ребенок как произносит, так и пишет. В школе могут возникнуть проблемы с чтением и с письмом. К 5 - 6 годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если была проведена предварительная работа.

    При работе над дифференциацией необходимо начинать с развития фонематического слуха.  Фонематический слух - различение звуков частей речи, которое необходимо для понимания смысла сказанного.

    Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре. Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Предлагаю две игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи.

Игра «Поймай-ка»

Игра «Какой звук?»

а) Если услышишь звук [ш] ([с], [ж], [л], [р]) хлопни в ладоши, поймай звук.

Речевой материал: в, о, б, ш, х, н, г, ш, з, к, ш, у, ж, п, э, ш, ы, б, с, л, ш, а, м.

б) Если услышишь слог со звуком [ш], хлопни по столу, поймай слог.

Речевой материал: ап, ам, шу, ок, до, ум, уф, аш, ал, да, ук, шо, му, ды, на.

в) Если услышишь слово со звуком [ш], хлопни в ладоши, поймай слово.

Речевой материал: дом, шапка, мука, голод, суп, шина, санки, савок, каша, лама, молоток, машина, стог, сок, душ.

Инструкция. Внимательно послушай слова и отгадай, какой одинаковый звук слышишь во всех словах.

Речевой материал:

1) шум, кошка, душ, шапка, мышь, каша:

2) сок, коса, нос, сумка, собака, ананас;

3) заяц, коза, зонтик, медуза, мимоза;

4) чайник, печка, ночь, ключи, мяч, часы;

5) щетка, ящик, щенок, плащ, щука, щит;

6) кожа, жук, пижама, лужа, жаба, жакет;

7) лук, лапы, пила, стол, стул, полка;

8) гора, рак, рука, топор, корова, сыр.

   В работе по дифференциации звуков можно выделить три основных этапа:

  1. Дифференциация изолированных звуков.
  2. Дифференциация звуков в слогах, словах.
  3. Дифференциация звуков во фразовой речи.

   Рассмотрим дифференциацию на примере звуков [С] - [Ш]

Дифференциация изолированных звуков.

 

ЗВУК [С]

ЗВУК [Ш]

Зубы сближены. Губы немного растянуты. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

Звук [С] - согласный глухой твёрдый. Звук обозначается синим цветом.

Звук [Ш] - согласный, глухой, всегда твёрдый. Звук обозначается синим цветом.

 

Дифференциация звуков в слогах, словах.

 

Дифференциация звуков во фразовой речи.

 

    Все упражнения помогут родителям сделать длительный этап дифференциации звуков интересным и увлекательным для ребенка, который с удовольствием будет выполнять задания, что, в свою очередь, повысит и эффективность работы.

 

Консультация подготовлена

учителем-дефектологом

Я.И.Морозовой