Игры, способствующие развитию речи детей дошкольного возраста.

    Речевые игры и упражнения для детей – увлекательный и действенный способ формирования грамотной и выразительной речи, обогащения словаря, выработки четкого, интонационно верного, эмоционально заполненного произношения. Занятия не требуют подготовки и наличия игрового материала, играть можно как в детском саду, так и в домашних условиях.

Рассмотрим речевые игры для всех возрастных категорий воспитанников детского сада:

·        речевые игры для детей 3 лет;

·        речевые игры для детей 4 лет;

·        речевые игры для детей 5 лет;

·        речевые игры для детей 6 лет;

·        речевые игры для детей 7 лет.

Речевые игры для детей 3 лет

При занятиях с маленькими детьми особое внимание уделяйте проговариванию звуков, развитию органов артикуляции. Постепенно малыш учится понимать термины «звуки», «слова», подбирать для объектов подходящие определения, действия.

  • Голоса и звуки

Для речевого развития ребенка в игре полезно использовать подражательный метод. Проговаривайте, создавайте инструментами разные звуки, а малыш должен их повторять:

·            позвените колокольчиком – динь-дон;

·            постучите в барабан – бом-бом;

·            похлопайте в ладоши – хлоп-хлоп;

·            как пищат птенцы – пи-пи;

·            как лают собаки – гав-гав;

·            как хрюкают поросята – хрю-хрю;

·            как крякают утки – кря-кря.

  •   Угадай

Разложите несколько картинок, описывайте по очереди изображения, а ребенок должен узнать правильный вариант. Например, «маленький, серый, трусливый, с коротким хвостом, ест морковку – зайчик».

  •  Опиши

Для игры положите в мешок разные овощи и фрукты. Вытягивайте каждый по очереди, ребенок должен описать несколькими словами: «огурец – зеленый, длинный, твердый» или «абрикос – оранжевый, круглый, сладкий».

  •   Игры на развитие артикуляционного аппарата

- Часики

Развивать артикуляцию следует с раннего возраста, чтобы в дальнейшем не пришлось бороться с речевыми дефектами. Для укрепления артикуляционного аппарата поиграйте с ребенком в маятник, покажите ему, как двигать высунутый язык вправо-влево.

 - Птички

 Сделайте из бумаги фигурки в стиле оригами, поставьте на край стола. Два участника становятся напротив фигурок, по команде начинают дуть на них. Следите, чтобы игроки не раздували щеки. Объясните, что сдвигать птичку необходимо на одном выдохе, делать несколько вдохов нельзя.

Речевые игры для детей 4 лет

В этом возрасте дошкольники продолжают изучать звуки и слоговой состав слов, расширяют словарный запас, учатся составлять предложения. Важно развивать речевое внимание, фонематический слух, мыслительные способности.

  •   Наоборот

Взрослый бросает ребенку мяч и называет слово, а ребенок ловит мяч и должен назвать противоположное по значению слово: «высокий – низкий», «сильный – слабый», «веселый – грустный».

  • Назови больше

Взрослый называет звук, а ребенок говорит слова, начинающиеся на этот звук.

  •   Закончи слово

Игра способствует развитию речевого внимания. Подготовьте картинки, изображающие разные объекты. Покажите изображение ребенку, произнесите начало слова, а ребенок должен сказать конец. Например: «само-лет», «ко-рова», «теле-фон», «яб-локо». Когда ребенок закончит слово, четко проговорите его полностью.

 

  •   Найди звук

Речевая игра учит различать на слух звуки в словах. Показывайте ребенку картинки, спрашивайте, есть ли определенный звук в изображенном объекте. Если есть, ребенок должен хлопнуть в ладоши.

  • Заверши предложение

Начните предложение, ребенок должен его закончить: «мама пошла в магазин, чтобы (купить еду)» или «мальчик не пошел в детский сад, потому что (заболел)».

Речевые игры для детей 5 лет

В этот период роль игры в речевом развитии ребенка крайне важна, особенно в изучении звуков и состава слов, определения звуков по звучанию, подбора определений, расширения словарного запаса. Только игрой можно увлечь дошкольника, сделать уроки по развитию речи интересными, а материал запоминающимся. При занятиях используйте не только упражнения, но и беседы, диалоги от лица персонажей, загадки, рассказы. В 5 лет дошкольник осваивает дифференциацию звуков, согласование существительного с прилагательным в разных падежах, развивает речевое внимание и способность логически мыслить, сравнивать, анализировать.

  •  Мягкие и твердые

Для речевой игры на дифференциацию звуков подготовьте по 3 картинки на каждую изучаемую букву: первый изображенный объект должен содержать мягкий звук, второй – твердый, третий – без них. Например: слон – [с], синица – [с’], жираф.

Для ребенка нужны синие и зеленые фишки. Пусть синюю положит на картинку с твердым звуком, зеленую – с мягким.

  •   Подбери слово

Произнесите прилагательное, а ребенок должен подобрать 3-5 существительных с учетом окончания по роду. К примеру:

·                                   свежий – хлеб, фрукт, воздух, ветер;

·                                   свежая – газета, булка, простыня, еда;

·                                   свежее – мясо, масло, печенье, молоко.

  •   Кто потерялся

Для игры подготовьте картинки, изображающие домашних и диких животных и птиц, отдельно их детенышей. Расскажите ребенку, что малыши потерялись, нужно помочь мамам их отыскать.

Показывайте картинку взрослого животного, говорите: «Мама нашла…». А ребенок должен сказать, кого, указать пальцем на соответствующую картинку:

·       корова нашла теленка;

·       лошадь – жеребенка;

·       кошка – котенка;

·       мышь – мышонка;

·       собака – щенка;

·       свинья – поросенка;

·       утка – утенка;

·       курица – цыпленка;

·       индюшка – индюшонка;

·       гусыня – гусенка;

·       овца – ягненка;

·       крольчиха – крольчонка;

·       коза – козленка;

·       волчица – волчонка;

·       сова – совенка;

·       медведица – медвежонка;

·       лосиха – лосенка;

·       белка – бельчонка.

  • Краски

Назовите цвет, а ребенок называет предметы с такой окраской:

  • зеленый – трава, листок, мох, лес;
  • синий – океан, небо, река, слива;
  • желтый – солнце, лимон, подсолнух, одуванчик, цыпленок;
  • оранжевый – морковь, абрикос, апельсин, мандарин;
  • красный – томат, божья коровка, рябина, вишня;
  • фиолетовый – баклажан, виноград, сирень;
  • белый – снег, подснежник, лебедь, ромашка.

Речевые игры для детей 6 лет

В 6-летнем возрасте дошкольники с помощью игр закрепляют знания о согласовании существительных и прилагательных, об образовании форм слов, продолжают развивать логическое мышление, речевое внимание, способность к анализу и сопоставлению, расширять индивидуальный словарь.

  • Назови ласково

Произнесите фразу, которую нужно превратить в уменьшительно-ласкательную: цветок алый, а цветочек… аленький. Аналогично:

  • лимон желтый – лимончик желтенький;
  • кот пушистый – котик пушистенький;
  • стул низкий – стульчик низенький;
  • молоко теплое – молочко тепленькое;
  • морковь сладкая – морковка сладенькая;
  • ваза синяя – вазочка синенькая;
  • конфета вкусная – конфетка вкусненькая;
  • кукла красивая – куколка красивенькая;
  • заяц серый – зайчик серенький.
  • Придумай слово

Попросите ребенка заменить в словосочетании определяющее существительное на прилагательное:

  • сок из апельсина – апельсиновый сок;
  • компот из малины – малиновый компот;
  • каша из овсянки – овсяная каша;
  • пюре из картошки – картофельное пюре.

  • Так не бывает

Рассказывайте короткие истории, а ребенок должен сказать, правдивые ли они. Если нет, то хлопнуть в ладоши, объяснить, в чем неправда.

Примеры для игры:

  • на елке зреют груши;
  • ночью за окном светит солнце;
  • вечером мама ведет малыша в детский сад.
  • Выбери правильный вариант

Начните предложение, предложите ребенку на выбор три слова. Он должен выбрать подходящее по значению:

  • осенний ветер… (слабый, холодный, сухой);
  • пес живет в… (гнезде, норе, конуре);
  • дедушка пошел по грибы с… (корзиной, сумкой, пакетом);
  • паровоз движется по… (дороге, реке, рельсам);
  • на лугу много… (белых, красных, синих) ромашек.
  • Поэты

Взрослый называет слово, а ребенок подбирает близкое по звучанию: лук – жук, белка – стрелка, крышка – мышка, банки – санки, коза – коса, майка – лайка.

Речевые игры для детей 7 лет

В старшей дошкольной группе речевые игры в развитии речи детей продолжают играть главенствующую роль. Значимым становится обучение фразовой речи, умению составлять предложения разной сложности, подбирать синонимы, изменять по обстоятельствам эмоциональную окраску, скорость и громкость речи.

  • Найди звук

Для игры напишите слова с одним, двумя, тремя слогами, попросите их разделить по этому признаку. Дальше пусть ребенок укажет слова, начинающиеся с одинаковой буквы.

  • Транспорт

Для речевой игры подготовьте картинки, изображающие транспорт: автобус, такси, троллейбус, метро, трамвай, теплоход, вертолет, самолет. Пусть дошкольник посчитает, сколько слогов в словах. Скажет, какой звук присутствует везде – «Т». Укажет, какие транспортные средства едут, плывут, летят. В завершение составит короткие предложения с каждым словом.

  • Закончи фразу

Попросите завершить фразу:

  • кисель густой, а чай… (жидкий);
  • вишня крупная, а черника… (мелкая);
  • тропа узкая, а дорога… (широкая);
  • сегодня хлеб свежий, завтра станет… (черствый);
  • лужа мелкая, а река… (глубокая);
  • камень твердый, а пух… (мягкий);
  • на рынке картошка сырая, а в кастрюле… (вареная);
  • сегодня погода дождливая, завтра будет… (солнечная).
  • Веселая фантазия

Назовите пару существительных, не имеющих ни малейшей смысловой связи. Например, «крокодил» и «пирожное». Ребенок должен составить словосочетания с использованием разных предлогов: пирожное из крокодила, крокодил на пирожном, крокодил с пирожным и прочие. Придумайте с ребенком забавную историю с любым из получившихся словосочетаний.

 

 

Консультацию подготовила

учитель-дефектолог

Я.И.Морозова