На что обратить внимание до школы?!

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Речевая готовность включает в себя целый комплекс речевых компонентов – это правильное произношение всех звуков родного языка, навыки словообразования и грамматически верного оформления высказываний, умение связно рассказывать и пересказывать.

       Уважаемые родители, как минимум за год до поступления ребенка в 1 класс вы обязательно должны обратить внимание на следующие мо­менты:

  1. Все ли звуки правильно произносит ваш ребенок?
  2. Умеет ли он различать похожие звуки на слух?
  3. Владеет ли он элементарными навыками звукового анализа слов? (какой звук первый в слове; если ли звук Р в слове корабль и т.д.)
  4. Насколько богат его словарный запас?
  5. Не делает ли он в речи грамматических ошибок?
  6. Хорошо ли владеет связной речью?

Критерии речевой готовности ребенка к школьному обучению:

 

Сформированность звукопроизношения:

  • у ребёнка должно быть сформировано правильное чёткое произношение всех звуков речи, в том числе сложных фонетических групп: свистящих [С], [С’], |3], [3’], [Ц];
  • шипящих [Ш], [Ж], [Ч], [1_Ц];
  • сонорных [JI], [JT], [Р], [Р’].

Готовность к звуко-слоговому анализу и синтезу:

  • умение определять место звука в слове, например: в слове МАЛИНА звук [М] находится в начале слова, в слове КОМНАТА - в середине слова, в слове ДОМ - в конце слова;
  • умение различать гласные и согласные звуки (в русском языке шесть гласных звуков: [А], [У]. [О]. [И], [Ы], [Э]);
  • умение анализировать слова из 3-5 звуков, например: в слове МАК первый звук [М]. второй - [А], третий - [К]; умение составлять слова из 3-5 звуков, например: [К'], [И]. [Т] — КИТ.

Соответствие словарного запаса возрастным нормам

и умение пользоваться разными способами словообразования:

  • умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением, например: ГОЛОВА - ГОЛОВКА — ГОЛОВУШКА;
  • умение образовывать относительные прилагательные (СНЕГ - СНЕЖНЫЙ) и притяжательные прилагательные (ЛИСА - ЛИСИЙ) от существительных;
  • умение образовывать приставочные глаголы; например: ЕХАТЬ - УЕХАТЬ - ПЕРЕЕХАТЬ - ОБЪЕХАТЬ ...

Сформированность грамматического строя речи:

  • умение правильно употреблять простые распространённые и сложные предложения;
  • умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции;
  • умение выделять предлоги в предложении как отдельные слова;
  • умение определять количество и последовательность слов в предложении из 4-6 слов, например: Канарейка сидит в клетке (4 слова);
  • умение различать понятия «слово», «предложение».

Сформированность связной речи:

  • умение пересказывать рассказ из 8-10 предложений, сохраняя последовательность и смысл;
  • умение составлять рассказ по серии из 3-6 сюжетных картинок;
  • умение составлять рассказ по сюжетной картине; умение составлять рассказ-описание предмета.

Информация подготовлена

Я.И.Морозовой