Автоматизация звуков в домашних условиях

 Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. Поставленный звук еще очень хрупкий и очень важно закрепить его в самостоятельной речи.    У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д. Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.    Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности: автоматизация звука в слогах; автоматизация звука в словах; автоматизация звука в предложениях; автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах; автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах; автоматизация звука в разговорной речи.

 Рассмотрим на примере звука С.

 

Автоматизация звука в слогах.

Например, при автоматизации звука «С» в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными а, ы, о, у сначала в прямых слогах: сасысосу, затем в обратные: асысосус, далее в слоги, где звук находится между гласными: асаасыасоасуыса, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): стостаспасмасны. 

Автоматизация звуков в словах.

 Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (са – сад). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук – в конце и середине слова.

 

 Автоматизация звука «с» в простых односложных словах (звук в начале слова): 

сад, сам, сон, сок, сом, суп, сук, сын, сыт.

 Автоматизация звука «с» в простых односложных словах (звук в конце слова): 

лес, лис, вес, нос.

 Автоматизация звука «с» в односложных словах со стечением согласных: 

стая, стон, стук, стол, стул, лист, ест, куст, мост.

 Автоматизация звука «с» в простых двусложных словах (звук в начале слова): 

сани, сова, Соня, сода, сухо.

 Автоматизация звука «с» в простых двусложных словах (звук в середине слова, в конце слова): 

оса, косы, весы, овёс.

 Автоматизация звука «с» в двусложных словах со стечением согласных: 

сумка, свёкла, стакан, стайка, каска, маска, весна, миска.

 Автоматизация звука «с» в трёхсложных словах без стечения согласных: 

сапоги, самокат, самолёт, сухари.

 Автоматизация звука «с» в трёхсложных словах со стечением согласных: 

скамейка, ступени, снегопад, капуста, подставка.

Автоматизация звука в предложениях.

 Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится, когда в каждом слове предложения есть автоматизируемый звук.

 

В саду осы. У Сани длинные усы. Саня катается на самокате.

У Сони новые осенние сапоги. Оксана спускается с горки на санках.

 

Автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах.

 Детям предлагают повторить или заучить чистоговорки, скороговорки и стихи.

 Ас – ас – ас – у нас дома ананас.

  Ос – ос – ос – у Сони в сумке кокос.

                                      Ыс – ыс – ыс – Денис, пей кумыс.                                        

В саду темно, все спят давно.  

                                   У Сони и Сани в сетях сом с усами.                                    

 Одна сова не спит, на суку сидит.

Совместная работа дефектолога и родителей определит общий успех коррекционного обучения!

Информацию подготовила

учитель-дефектолог Морозова Я.И.