Автоматизация звуков в домашних условиях
Рассмотрим на примере звука С.
Автоматизация звука в слогах.
Например, при автоматизации звука «С» в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными а, ы, о, у сначала в прямых слогах: са, сы, со, су, затем в обратные: ас, ыс, ос, ус, далее в слоги, где звук находится между гласными: аса, асы, асо, асу, ыса, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): сто, ста, спа, сма, сны.
Автоматизация звуков в словах.
Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (са – сад). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук – в конце и середине слова.
Автоматизация звука «с» в простых односложных словах (звук в начале слова):
сад, сам, сон, сок, сом, суп, сук, сын, сыт.
Автоматизация звука «с» в простых односложных словах (звук в конце слова):
лес, лис, вес, нос.
Автоматизация звука «с» в односложных словах со стечением согласных:
стая, стон, стук, стол, стул, лист, ест, куст, мост.
Автоматизация звука «с» в простых двусложных словах (звук в начале слова):
сани, сова, Соня, сода, сухо.
Автоматизация звука «с» в простых двусложных словах (звук в середине слова, в конце слова):
оса, косы, весы, овёс.
Автоматизация звука «с» в двусложных словах со стечением согласных:
сумка, свёкла, стакан, стайка, каска, маска, весна, миска.
Автоматизация звука «с» в трёхсложных словах без стечения согласных:
сапоги, самокат, самолёт, сухари.
Автоматизация звука «с» в трёхсложных словах со стечением согласных:
скамейка, ступени, снегопад, капуста, подставка.
Автоматизация звука в предложениях.
Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится, когда в каждом слове предложения есть автоматизируемый звук.
В саду осы. У Сани длинные усы. Саня катается на самокате.
У Сони новые осенние сапоги. Оксана спускается с горки на санках.
Автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах.
Детям предлагают повторить или заучить чистоговорки, скороговорки и стихи.
Ас – ас – ас – у нас дома ананас.
Ос – ос – ос – у Сони в сумке кокос.
Ыс – ыс – ыс – Денис, пей кумыс.
В саду темно, все спят давно.
У Сони и Сани в сетях сом с усами.
Одна сова не спит, на суку сидит.
Совместная работа дефектолога и родителей определит общий успех коррекционного обучения!
Информацию подготовила
учитель-дефектолог Морозова Я.И.