Рекомендации для родителей будущих первоклассников
ПРИЕМ ДЕТЕЙ В ПЕРВЫЙ КЛАСС НА 2024/2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
ПРИЕМ ДЕТЕЙ В ПЕРВЫЙ КЛАСС НА 2024/2025 УЧЕБНЫЙ ГОД:
ДАТЫ, СПИСОК ДОКУМЕНТОВ, КАК ПОПАСТЬ В ШКОЛУ НЕ ПО ПРОПИСКЕ
В Беларуси ежегодно набор детей в первые классы начинается с 12 июня. С этого дня и вплоть до 15 августа школы и гимназии будут принимать заявления от родителей, чьи дети закреплены за конкретным учреждением образования по месту проживания. Впрочем, в нашей стране при наличии свободных мест ребенка могут зачислить и из другого района. Чтобы попасть в школу не по прописке или фактическому месту проживания, законным представителям нужно записаться на личный прием к руководителю учреждения. Сделать это можно уже сейчас. На сайтах школ и гимназий опубликованы номера телефонов. Дозвонившись, родители сообщают свои инициалы и номер телефона, а сотрудник школы называет дату и время, когда директор примет маму или папу будущего первоклассника.
Приносить документы необходимо исключительно в часы работы приемной комиссии. С графиком их работы можно ознакомиться в школах либо на сайтах учреждений образования. Обычно они работают в две смены.
Повторимся, что в Беларуси действуют нормы по закреплению микрорайона за учреждением образования. В связи с этим школы принимают в первую очередь детей, проживающих в данном микрорайоне (до 15 августа), а остальных желающих – при наличии свободных мест (с 16 августа до 28 августа). Прием детей в учреждения общего среднего образования осуществляется без вступительных испытаний. Присутствие ребенка при подаче документов в школу не обязательно.
Какие документы нужны для зачисления в первый класс?
Необходимы следующие документы:
заявление;
оригинал и копия свидетельства о рождении ребенка;
паспорт родителя с отметкой о регистрации или документ, подтверждающий проживание в микрорайоне конкретной школы;
медицинская справка с результатами обследования всех врачей и с заключением о допуске к обучению.
Согласно закону, в Беларуси нет границ по наполняемости классов. Главное – соблюсти требования санитарных норм и служб. В частности, в классе должно быть не менее 2 квадратных метров на человека. В школах для первоклассников создаются особые условия для организации образовательного процесса детей шестилетнего возраста, включая сон, питание, прогулку и т.д.
В первые классы на 2024/2025 учебный год принимаются дети, которым на 1 сентября исполняется 6 и более лет. Вместе с тем по желанию одного из законных представителей ребенка допускается прием в 1-й класс детей, которым 6 лет исполнится до конца текущего календарного года, то есть до 31 декабря 2024-го.
Для плавного перехода из дошкольного учреждения в школу в первом классе в течение сентября проводятся занятия по программе «Введение в школьную жизнь». Для учащихся 1 класса предусмотрена щадящая организация образовательного процесса:
уроки проводятся только в первую смену;
для хранения верхней одежды и сменной обуви, как правило, выделяется специальное помещение;
каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения;
учебники и дидактические пособия рекомендуется хранить в школе;
в середине третьей, самой продолжительной четверти организуются дополнительные каникулы в течение одной недели;
продолжительность учебного занятия – 35 минут с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5-2 минуты каждая;
продолжительность перемен между учебными занятиями не менее 10 минут;
домашние задания учащимся не задаются.
Важно, чтобы мальчик или девочка шли в школу физически развитым и здоровым. А умение читать и писать – дело второстепенное. Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни.
Как сделать справку будущему первокласснику
Ученики ежегодно проходят плановые медосмотры и приносят справку в школу в месяц своего рождения. Будущим первоклассникам также нужно пройти ряд врачей. Причем делать это нужно не перед началом учебного года, а уже сейчас, до того, как родители отправятся в школу писать заявление на зачисление в первый класс.
Первым делом родителям с ребенком необходимо посетить участкового педиатра. Он даст направления на необходимые анализы и список специалистов, которых надо посетить. Перечень специалистов, надо сказать, внушительный. Но если ребенок проходил некоторых врачей ранее (к примеру, три месяца назад), повторное обследование проводить не нужно.
Полный список узких специалистов, которых должен пройти выпускник детского сада, выглядит так:
– офтальмолог;
– стоматолог;
– отоларинголог;
– невролог;
– хирург-ортопед;
– логопед;
– кардиолога по показаниям;
– узкопрофильные специалисты, если у ребенка есть хронические заболевания;
– гинеколог (для девочек, если его не проходили раньше).
Еще нужно сделать общий анализ крови, общий анализ мочи, анализ кала, соскоб на энтеробиоз, который выявляет наличие гельминтов, а также электрокардиограмму (ЭКГ).
Дополнительно педиатр может назначить УЗИ щитовидной железы и УЗИ сердца. У ребенка также должны быть поставлены прививки либо написан отказ от них. Напомним, в 6 лет проводится ревакцинация от кори, паротита и краснухи, а в 7 лет ставится прививка БЦЖ (при наличии показаний), а также вводится вакцина АДС (от столбняка и дифтерии).
После того, как ребенок пройдет всех специалистов и сдаст анализы, нужно будет еще раз посетить участкового педиатра. Он оценит результаты медицинского осмотра, а затем выдаст справку о состоянии здоровья с указанием медицинской группы для занятия физкультурой. Справка будет действительна в течение года.
ВАЖНО: в готовой справке должен стоять штамп поликлиники и 3 печати: участкового педиатра, заведующего отделением, гербовая печать или печать для больничных листов.
Первый раз в первый класс. Рекомендации для родителей.
Поступление в школу – важный этап как для самого ребёнка, так и для его родителей. Этого события с одинаковым нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Родителей интересуют вопросы: сможет ли ребёнок успешно учиться? Справится ли он со школьной программой? Как адаптируется в новых условиях? Зачастую родители считают, что если их дошколенок посещает детский сад, то этого вполне достаточно, чтобы можно было не беспокоиться о его подготовке к школе, либо наоборот, стремятся записать ребёнка в максимальное количество «школ раннего развития». Тем самым перекладывая на плечи специалистов задачу подготовки ребёнка к обучению в школе
В дошкольном учреждении действительно ведется работа по подготовке дошкольников к обучению в школе. Учебная программа дошкольного образования, образовательные стандарты дошкольного образования определяют требования к образовательному процессу и результатам освоения содержания, уровень подготовки воспитанников, предусматривают преемственность в содержании дошкольного образования и первой ступени общего среднего образования. Однако родителям следует помнить, что итоги обучения в первом классе - это чаще всего не показатель успеваемости малыша, а результат совместной работы педагогов и родителей.
Самостоятельность будущего первоклассника.
Целенаправленно развивать самостоятельность у ребенка лучше с четырех – пяти лет. В этом случае, вы поэтапно и не спеша сможете поработать над различными сферами жизнедеятельности, что прежде всего, включает навыки самообслуживания, очень важно для полноценного интеллектуального и социального роста будущего ученика. Те, кто привык «потребительски» принимать заботу о себе, как должное, чаще всего сталкивается с проблемами, придя в школу.
Самообслуживание дома, не спешите утверждать, что ваш ребенок давно сам кушает и одевается. Хотя это уже замечательно. Что должен делать САМОСТОЯТЕЛЬНО будущий первоклассник? До поступления в дошкольное учреждение, с утра выработайте у него утренний «ритуал». Помогите ребенку просыпаться по будильнику. После пробуждения ребенок идет в ванную комнату, где умывается и чистит зубы. Далее – застилает свою постель. После этого малыш должен одеться и причесаться (помощь родителей в этом процессе должна быть минимальной, например: девочке заплети косички). Для этого советуем повесить плакат, на котором будут отмечены пять будних дней недели. Когда ребенок САМ с утра проводит ВСЕ этапы марафона – возле определенного дня появляется, например, звездочка. Если ребенку за неделю удается собрать всея 5 звездочек, то на выходных желательно сделать небольшой сюрприз (купить мороженое, посмотреть всей семьей фильм, погулять в парке). Так же можно написать варианты вознаграждения на маленьких карточках ( это будет стимул читать новые слова). И так, повторять из недели в неделю, после того как малыш будет мотивирован, провести утро в самостоятельных сборах в школу, а там уже в силу вступит привычка.
Теперь САМООБСЛУЖИВАНИЕ в школе. Как ваш ребенок кушает? Может ли он аккуратно пользоваться приборами, не испачкать во время еды одежду и лицо? Привык ли он мыть руки до и после еды без напоминания? Умеет ли пользоваться салфеткой? Итак, начинаем работать над приемами пищи и всем, что с этим связано. Научить ребенка тщательно жевать пищу, не сорить вокруг себя, не возить локтями по столу и есть не очень медленно. Эти навыки требуют немного времени, чтобы наработать и выработать привычку. Не делайте сто замечаний во время приема пищи, просто объясните ему, что от него требуется, и за успехи хвалите или поощряйте. Придя в школу, ребенок должен уметь одеться и раздеться САМ. Потренируйтесь дома, как ребенок будет переодеваться на уроке
физкультуры. Поощряйте самостоятельное одевание верхней одежды. Научите самостоятельно завязывать шнурки или застегивать сапоги. Покупая одежду ребенку к школе, выбирайте ту, что было удобно, - на молнии, липучках и так далее. А теперь поговорим о самообслуживании ребенка в туалет. Будет лучше, если за год до школы, вы начнете практиковать для ребенка самообслуживание в туалете. Объясните ребенку, как правильно за собой поухаживать, как одеться, чтобы остаться аккуратно заправленным и как ОБЯЗАТЕЛЬНО мыть руки после каждого похода в туалет. Возвращение из школы. Когда ребенок собирает свои вещи после уроков, научите его, как все аккуратно сложить в ранец, как проверить, ничего ли он не забыл. До начала первого класса, иногда играйте дома в игру, «Спешу на самолет». Выложите все вещи из ранца ребенка. Пусть он все соберет в него (аккуратность важна) и сам опрятно оденется для выхода на улицу. Если ребенок справится с заданием, поднимите его на руки, покружите, похвалите.
Научите ребенка сосредотачиваться и работать над различными заданиями самостоятельно. Не забывайте о поощрении, похвале. Научите ребенка доделывать все дела до конца и только тогда отдыхать. Хватите будущего отличника за усердие. Если ребенок хорошо работает без вашей помощи, можно давать ему небольшие самостоятельные задания, которые он должен выполнить сам, но последовательно. Просто позвольте детям быть самостоятельными.
Полезные ПРАВИЛА для родителей:
1.Не делайте за ребенка домашние задания. Объясните, что непонятно, в крайнем случае, покажите, как это можно сделать, но не давайте ребенку готовых ответов. А тем более не пишите за ребенка письменные задания, этим вы пошатнете веру, вашего ученика в собственные силы и он будет регулярно требовать вашего участия.
2.Помогите ребенку осознать, что его действия ведут к определенным последствиям. Если например, ребенок забыл дома урок труда, то это не означает, что звонок со школы и мама бегом несет в школу забытую вещь. Значит дома, вместо просмотра мультиков, ребенок сделает, что не успел в школе. Это не говорит, что родители должны стать совсем неравнодушными к своим детям, таким образом, вы учите своего ребенка быть самостоятельным.
3.Чтобы помочь будущему первокласснику быть более организованным и самостоятельным, - научите его помогать другим. Выгуляв самостоятельно собаку, вытащить из почтового ящика корреспонденцию, помочь младшему брату убрать со собой со стола.
4.Стать более организованным помогут ребенку домашние обязанности. Хотя слово обязанности не совсем правильное, мы не обязываем его, а доверяем ребенку важные дела! Регулярность в выполнении своего «дела» помогает выработать полезные навыки. А прикладываемые усилия научат ценить и чужой труд.
5.Учите ребенка делать выбор самостоятельно. Давайте ребенку делать выбор, как провести время, что одеть, как сделать задания в прописях и так далее. Наблюдайте, делайте выводы, но не критикуйте. Всему надо время. Похвала действует эффективнее..
Так же необходимо с ребенком проговорить ситуации (лучше проиграть), которые могут возникнуть в школе или за ее пределами. Это не означает, что это может быть, но когда ребенок будет знать в каких ситуациях как себя вести, то будет себя чувствовать себя уверенно.
Чтоб подвести итог и определиться, над чем еще надо поработать, Вы можете использовать тест самостоятельности для дошкольников.